Суббота, 20.04.2024, 04:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Газета "ЗНАНИЕ - ВЛАСТЬ!"

Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Круглые столы » Россия - Беларусь

Байнев В.Ф., доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Белорусского государственного университета, г. Минск
Думается, что проблемы белорусско-российского единения лежат в мировоззренческой плоскости. Либерально-рыночные демократические реформы вопреки заверениям их идеологов вместо обещанного прорыва в технотронно-инновационное будущее ввергли страны бывшего СССР в хронический, периодически (1991, 1998, 2008…) обостряющийся социально-экономический кризис, обеспечив невиданный для условий мирного времени разгром их научно-технической, промышленной, социальной сферы. Время от времени разгорающиеся на постсоветском пространстве торговые (нефтяные, газовые, молочные, сахарные и т.д.), информационные и даже «горячие» войны свидетельствуют, что на пути жизненно важных народов бывшего СССР интеграционных процессов имеются серьезные препятствия.
Думается, что глубинная причина кризисных процессов на постсоветском пространстве связана с целенаправленным разрушением мировоззрения населяющих его территорию народов в соответствии с рисунком . опубликованном в конце октября 2010 года (



Как известно, в условиях подлинной демократии – народовластия – социально-экономическое развитие осуществляется во благо народа (1), базисные интересы (2) которого «преломляются» через его мировоззрение (3) и трансформируются в систему соответствующих этим интересам целей (4). Функционирующие на основе Конституции (6) государственные институты (7), используя государственные активы (8), обеспечивают достижение результатов социально-экономического развития (9) в соответствии с целями (4) и фундаментальными интересами (2) всего народа.

В числе таких фундаментальных интересов и целей народов Беларуси, России и других республик бывшего СССР находится и белорусско-российская интеграция. Именно Союзное государство России и Беларуси призвано стать «катализатором» и «локомотивом» интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. В условиях нынешнего беспрецедентного обострения глобальной конкуренции за ограниченные ресурсы, когда лидеры мировой экономики, забыв о «чудотворной» силе конкуренции, активно объединяются в мощные военно-политические и экономические блоки (G7, ОЭСР, ЕС, НАТО и др.), интеграция – это не только путь к глобальной конкурентоспособности. Сегодня интеграция – это условие сохранения экономического и политического суверенитета, то есть элементарного выживания.

Из рисунка видно, что мировоззрение народа – истинное или искажённое – во многом определяет цели и, соответственно, результаты всего социально-экономического развития страны. Поэтому генеральное сражение за вектор социально-экономического развития всегда разворачивается в мировоззренческой (идеологической) плоскости и связано оно с борьбой за овладением институтами, формирующими миропонимание народа (5).

К сожалению, в любой стране присутствуют клановые группы (10), у которых интересы (11), мировоззрение (12) и, соответственно, цели (14) кардинально отличаются от общенародных. При этом кланы (чиновничья бюрократия, олигархи, криминал, иностранные инвесторы и т.п.), как правило, заинтересованы в эксплуатации недр страны и её населения, а фундаментальные интересы народа, сводящиеся, в конечном счете, к проблемам расширенного воспроизводства нации, им безразличны. Разумеется, указанные клановые группировки во имя сохранения своего господствующего положения в обществе заинтересованы в том, чтобы поддерживать эксплуатируемый ими народ в разобщенном, дезинтегрированном,

рыночно-«атомизированном» состоянии. Иными словами, всестороннее разобщение и всемерное воспрепятствование интеграции лежат в сфере кровных интересов клановых групп, хорошо усвоивших веками испытанный принцип «Разделяй и властвуй!». Активно применяемый ими идейно-теоретический базис такой дезинтеграции – буквально насаждаемая на всем постсоветском пространстве идеология либерального рынка, который объективно заставляет людей, народы и страны видеть друг в друге конкурентов, провоцируя тотальную рыночную «войну всех со всеми».

Кроме того, в условиях рыночного либерализма свободные (точнее, свободно покупаемые) СМИ и переходящая на «коммерческие рельсы» научно-образовательная система просто обречены попасть под контроль крупного финансового капитала, как правило, сосредоточенного в руках сплоченных, хорошо организованных клановых групп (10). Важная деталь – сегодня огромные финансовые ресурсы сосредоточены именно на Западе, в связи с чем перечисленные клановые группы, как правило, ассоциированы с крупнейшими капиталистическими державами, финансируются ими и потому обречены соблюдать их интересы. Что касается иностранных инвесторов, то данная связь явна, бесспорна и очевидна. А вот о том, что олигархи и прикрывающие их чиновники ориентированы на Запад, свидетельствует, например, тот факт, что свои доходы они всеми правдами и неправдами выводят за рубеж, где уже учатся в престижных вузах их дети. Да и сами «эффективные собственники» уже не раз демонстрировали уникальную способность волшебным образом превращаться в «лондонских сидельцев»…

Таким образом, финансово обеспеченные, ассоциированные с богатым Западом кланы используют огромные возможности СМИ, системы воспитания и образования для формирования у народа искаженного мировоззрения (13), соответствующего уже не народным, а клановым интересам (14). В числе таких интересов неизменно значится дальнейшее обогащение клановых групп – олигархов, иностранных инвесторов, коррумпированных чиновников и т.п. – за счет народа, в том числе «прихватизация» ими общенародной собственности (15) и «выкачивание» ресурсов на Запад, с которым представители кланов, как правило, связывают безоблачное будущее своих детей и внуков.

После того, как у народа сформировано искаженное, отвечающее клановым интересам мировоззрение (14), все функционирующие даже на действительно демократической основе государственные институты (7) начинают работать на достижение новых результатов. И понятно, что эти результаты будут соответствовать уже не общенародным (4), а узкогрупповым интересам (14), что мы воочию можем наблюдать в ряде постсоветских (и не только) стран. В результате подвергшееся такой идеологической обработке общество быстро беднеет, деградирует и вымирает, а развитые страны становится еще богаче за счет массированного «выкачивания» на Запад принадлежащих обманутому народу ресурсов.

Следует пояснить, что достижению кланами их узкоэгоистических интересов способствует навязывание народам постсоветских стран западных «общечеловеческих» демократических ценностей, абсолютизирующих права и свободы человека. И действительно, упор на права и свободы индивидуума до предела разобщает, «атомизирует» общество, провоцирует внутри него острую конкурентную борьбу за их соблюдение в условиях дефицита ресурсов, которых, как это постоянно внушается, на всех уже не хватит. Тем самым социум быстро превращается в легкую добычу сплоченных, хорошо организованных, финансово обеспеченных кланов.

Для иллюстрации этого тезиса, на наш взгляд, уместно процитировать трёх весьма известных людей, знающих о подлинной сути западных ценностей, что называется, не понаслышке. Так, шестнадцатый президент США Авраам Линкольн (1809-1865), имея в виду, что демократия и либерализм обеспечивают беспрецедентные конкурентные преимущества изначально более сильным, позволяя им безнаказанно пользоваться силой против слабости, утверждал: «Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом суть разногласий, господствующих в человеческом обществе». А известный английский драматург Бернард Шоу (1856-1950) прямо, без обиняков предупредил всех нас: «Демократия – это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам». Не случайно известный российский предприниматель из числа пресловутых «эффективных собственников», с которыми так связывают надежды на возрождение России либерал-реформаторы, а ныне – «лондонский сиделец» Б.А. Березовский со знанием дела цинично пояснил: «Демократия – это власть крупного капитала» (из телепрограммы «Постскриптум» на ТВЦ от 23 октября 2004 г.).

В связи с этим актуализируется целый ряд вопросов. Не западные ли «общечеловеческие» ценности есть первопричина того, что отдельные люди, регионы, страны, их блоки и даже целые континенты сегодня столь контрастно разделены на бедных и богатых, на чудовищно бедных и сказочно богатых? Не в культивируемых ли на основе этих псевдоидеалов эгоизме, жажде удовлетворить безграничные потребности, погоне за удовольствиями и прибылью сокрыт первоисточник глобальных противоречий цивилизации – экологической, сырьевой, энергетической и т.п. проблем? Не потому ли Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929-2008) на сессии ПАСЕ в октябре 2007 г. в г. Страсбурге предупреждал весь мир о разрушительной силе западных либерально-демократических ценностей словами: «Сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека…»? Не желание ли сплоченного в своей алчности и рвущегося к господству меньшинства реализовать известный с давних времен принцип «Разделяй и властвуй!» есть главный тормоз на пути белорусско-российской интеграции, лежащей в сфере фундаментальных, жизненно важных интересов наших народов?

Получается, что наблюдаемое ныне навязчивое тиражирование через СМИ на территории России, Беларуси, Украины и т.д. западных «общечеловеческих» ценностей, включая идеи либерализма и свободного рынка, отвечает интересам изначально более сильных игроков – олигархов и маячащих за их спинами развитых стран. Более того, эгоистично-индивидуалистские, потребительские, гедонистические западные псевдоидеалы идут вразрез с нашими традиционными восточнославянскими ценностями, в фундаменте которых лежат пять принципов народовластия как подлинной демократии:
- идея служения каждого, включая чиновников и предпринимателей, Отечеству и своему народу, а не всеобщего корыстного стяжания;
- единство прав и обязанностей (перед Родиной, обществом, семьей), а не абсолютизация одних только прав;
- первичность нравственного начала в экономике, праве и политике, а не абсолютизация возведенной в ранг юридических норм воли правящего меньшинства;
- соборность, коллективизм и взаимовыручка, а не тотальная конкурентная вражда как либерально-рыночная «война всех со всеми»;
- культ семьи и здорового образа жизни, а не гедонизма, потребительства и всяческих извращений.

И хотя в Беларуси в несравненно большей, нежели в России, степени ситуация близка к подлинной демократии (народовластию), ситуация далеко не так однозначна, ибо давление на страну и с Запада, и с Востока нарастает день ото дня. Чтобы противостоять этому чудовищному натиску Беларуси приходится демонстрировать буквально чудеса выживания. Например, имея в союзниках одного из наиболее обеспеченных в мире энергоресурсами соседа, белорусам приходится ехать, что называется, «за тридевять земель» и везти нефть из далекой Венесуэлы…

Учитывая, что мировоззрение народа есть стратегический ресурс, всецело определяющий результаты социально-экономического развития (см. рисунок, формирование духовно-нравственной платформы (идеологии) Союзного государства на основе перечисленных выше ценностей должно стать главным инновационным и интеграционным проектом на постсоветском пространстве.
Непременные условия реализации этого проекта:
- решительный отказ от пропаганды через СМИ, науку, систему образования и воспитания дезинтегрирующих, «атомизирующих» общество западных «псевдоценностей» – культа  обогащения без труда, превосходства, насилия, роскоши, потребления, удовольствий, еды, похоти, пошлости и прочей безнравственности в духе «американской мечты»;
- возврат к пропаганде наших традиционных восточнославянских духовно-нравственных идеалов – любви к Отечеству, служения своему народу, уважения к труду, коллективизма, сотрудничества и взаимовыручки, культа красоты и гармонии, семьи и здорового образа жизни и т.п.;
- смена научно-образовательной экономической парадигмы путем отказа от дезинтегрирующей состязательной рыночно-конкурентной доктрины развития в пользу системы экономических знаний, нацеливающих на реализацию кооперационно-интеграционного эффекта, в том числе от международной интеграции в рамках Союзного государства, основанных на уважении к труду  и  человеку труда.
Вероятнее всего, из-за неизбежного воспрепятствования этому проекту со стороны компрадорских экономических и политических элит России её народу придется прибегнуть к их демократическому оттеснению от власти.

В заключение следует пояснить, что согласно конституционным нормам России и Беларуси единственным источником власти в стране является народ (см. статью 3 Конституции России, Беларуси). Следовательно, фундаментальные интересы многомиллионного народа, о которых шла речь выше, первичны, а интересы частных собственников, бюрократии, иностранных инвесторов и прочих клановых групп вторичны, подчинены, зависимы. В этом, кстати, заключается сущность подлинной демократии – народовластия, которое в отличие от норм западной демократии, подразумевающей узурпацию власти клановым, финансово-олигархическим меньшинством на фоне всего лишь внешних проявлений демократических прав и свобод, обеспечивает соблюдение фундаментальных, базисных, насущных интересов народа.

Таким образом, верховная власть необходима народу для реализации его фундаментальных, долгосрочных интересов и целей на основе многовековых восточнославянских мировоззренческих ценностей и идеалов – чести, достоинства, долга, добра, правды, служения, справедливости, соборности, сострадания, жертвенности… Сохранение этих ценностей и идеалов, например, в соответствии со статьей 54 Конституции Беларуси и статьей 44 Конституции России есть прямая обязанность каждого гражданина и организации, включая систему образования и СМИ. Таким образом, развернувшаяся в республиках бывшего СССР пропаганда западных, чуждых нам мировоззренческих ценностей и идеалов не просто аморальна и античеловечна, но и элементарно антиконституционна.
Категория: Россия - Беларусь | Добавил: zaderei (08.11.2010)
Просмотров: 2537 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 А.Роум  
0
Великолепный по ясности и интегративной мысли текст нашего высоко одаренного (и нравственно) соотечественника!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш баннер
Информподдержка
Сейчас на сайте

Знание-Власть! © 2024
Конструктор сайтов - uCoz