В России приняли закон, запрещающий чиновникам иметь счета и
незадекларированную недвижимость за рубежом. Валентина Матвиенко
заявила, что, возможно, некоторые сенаторы вслед за депутатами Госдумы
оставят свои кресла, предпочтя бизнес государственной службе.
Говорит ли это о том, что власть взяла курс на самоочищение,
зачистку своих рядов от подозрительных товарищей? На этот вопрос мы
попросили ответить Андрея Паршева.
Линия такой политики понятна и прагматична
На это, конечно, очень похоже, но причина не только в каких-то
высокоморальных соображениях. Проблема в том, что каждый такой чиновник
несвободен в своем поведении, то есть он зависит от тех, кто эти счета
контролирует. Поэтому линия такой политики понятна и прагматична. Но с
учетом нашей своеобразной экономической системы, конечно, все богатые
люди несколько подозрительны.
Хотелось бы, чтобы те, кто устанавливает законы (а у нас Дума и
Совет Федерации – органы законодательные), были непричастны к нарушению
закона. При этом как раз процесс первоначального накопления в нашей
стране не всегда регулировался законом. Однако у нас есть очень богатые
люди, и богатство их не всегда прозрачно.
У нас очень запутанная схема связи власти и бизнеса
Уходить сенаторы будут, несомненно, из-за давления сверху, но это,
можно сказать, дружественное давление. У нас очень запутанная схема
связи власти и бизнеса. Получается так, что бизнесу крайне полезно, если
его владелец имеет какие-то позиции во властных структурах. Поэтому
если ты из этих структур выдавлен, ушел, то потерять бизнес очень легко:
есть у нас всякие нерыночные механизмы по отъему. Поэтому, конечно,
чиновники без особого желания уходят, видимо, под неким давлением.
Когда мы говорим о среднестатистическом чиновнике, то среди них есть
такие, которые, по большому счету, все-таки скорее преследуют какие-то
государственные интересы; я таких видел довольно много. Такие не любят
каких-то бизнесменов в политике. Этот слой, скажем так, бюрократический.
Они стараются выдавливать чуждых или как-то держать их под контролем.
Вообще чиновник – это не такая плохая вещь, как может показаться по
публикациям и моим собственным замечаниям. Да, несомненно, у нас
происходит процесс очищения бюрократической вертикали власти от тех, кто
занимается бизнесом. Разделение власти и бизнеса – существенный принцип
для всякой демократической страны. Вообще если брать какие-то нормативы
демократии в развитых западных странах, то значительная часть наших
деятелей подпадают под какие-то моральные и даже уголовные ограничения.
На Западе за этим следят очень жестко, чтобы в бизнесе была чистая
конкуренция, чтобы не завоевывать какие-то позиции благодаря
неформальным связям во власти, хотя и там тоже что-то такое есть, но
немного по-другому, не как у нас.
Альтернативной финансовой системы, которая охватывала бы весь мир, нет
Мы хорошо видим, что зачистка происходит без особых скандалов с
теми, кто уходит со своего поста без давления журналистов или
возмущенной общественности. Этой деятельностью занимается Администрация
Президента. Она как-то сама, видимо, решает эти вопросы.
Однако главная проблема в том, чтобы параллельно не шел какой-то
встречный процесс сращивания власти и бизнеса, а то может получиться,
что количество уходящих будет меньше количества приходящих во власть,
умело маскирующих свою вовлеченность в бизнес. Главная проблема в нашей
стране, в отличие от Америки, в проникновении офшорного бизнеса во
власть. Опасность не в том, что какие-то магнаты имеют прямые каналы
доступа, а в том, что есть внешний локус контроля над нашими
чиновниками.
Я не уверен, что эта серьезная проблема решается по-простому. У нас,
наверное, каждый более-менее состоятельный человек (а все чиновники
состоятельные) имеет кредитные карточки зарубежных банков. Если они
попадут в «список Магнитского» или во что-то подобное, то, скорее всего,
у них будут проблемы со счетами, и я не думаю, что они смогут свободно
пользоваться такими карточками. Не знаю, как можно решить эту проблему.
Мировая финансовая система сейчас западная, и все так или иначе от нее
зависит. Альтернативной финансовой системы, которая охватывала бы весь
мир, нет. Может, китайцы что-то свое создадут.
У нас в стране действуют, условно говоря, иностранные агенты
Впрочем, есть в законе, запрещающем чиновникам иметь счета за
рубежом, и определенный популизм. Например, им нельзя иметь счета за
рубежом. А журналистам, которые формируют общественное мнение, можно?
Так что не все проблемы решаются таким образом.
Я считаю, что наша структура власти не ограничивается только
какими-то безымянными чиновниками. Есть много влиятельных персон,
которые не являются чиновниками: это медийные фигуры, крупный бизнес и
так далее. В этой ситуации что делать? Всегда ли они отстаивают
национальные интересы и вообще признают ли их существование? Это –
непростой вопрос. Вполне возможно, что и не всегда. У нас в стране
действуют, условно говоря, иностранные агенты – структуры, завязанные на
западные структуры. Например, у нас может работать фирма, составляющая
справочники «Кто есть кто» – вполне легальная разведка. Такое у нас
общество. Мы в значительной степени находимся на периферии западного
мира.
Я считаю, что наличие у чиновника квартиры где-нибудь в Черногории
или Чехии не является смертным приговором для его карьеры, если еще
учесть, что жилье в Европе дешевле, чем в России. Другое дело, если есть
квартиры в Майами темного происхождения.
Полагаю, что если брать за основную проблему давление на чиновников
из-за рубежа через какие-то счета и недвижимость, то и тут надо
внимательно подходить к вопросу, что действительно является средством
давления, а что формально может служить поводом, чтобы к кому-то там
прицепиться.
KM.ru
|