ГЛАВНОЕ ЗВЕНО ИЛИ ПОЧЕМУ КУЛЬТУРА НЕ ЗАНИМАЕТ ДОЛЖНОЕ МЕСТО В РОССИЙСКО-КИТАЙСКОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОБРЫХ СОСЕДЕЙ
К итогам III-го Петербургского Международного культурного форума (07-09.12.14) и I-го Международного культурного Форума Шелкового Пути в Астане (08-10.12.14)
Искренние попытки регулярной власти создать нематериальную основу российско-китайскому «стратегическому взаимодействию и доверительному партнерству» на базе культурного сотрудничества, терпят сокрушительный провал. Причина провала очевидна:
Власти рассматривают культуру как набор искусств (музыка, кино, цирк, театр, живопись, литература…), а не как единство эстетики (красота), этики (долг служения) и логики (различение правды), выводящие на Мечту и укрепляющий волю Дух созидания (шэнь).
В лестнице восхождения реальной политики от инстинктов тела (голос крови) через рефлексы души (зов сердца) к стяжанию Духа (Воли Неба) культура занимает верхнюю ступень. Ибо в ряду мотиваций к действиям: а) национальные интересы; б) ценности нации; культура несет им смыслы – в) отвечает на вопрос: зачем?
Таким образом, выступая главным звеном, потянув за которое можно вытянуть всю цепь отношений стратегического партнерства России и Китая, в ракурсе геополитики стоящих друг к другу в положении «спина к спине» (бэй као бэй), культура пока что не стала основанием воли наших народов к победе в мировом кризисе индустриального общества потребления материальных благ. И перехода в постиндустриальное общество экономики знаний.
Что же нужно делать политикам для преодоления общей беды восприятия культуры лишь как набора искусств? Ответ дает духовная традиция всех народов не западных цивилизаций.
Во-первых, Дух там, где дело, а не там, где лишь одно слово.
Во-вторых, для стяжания Духа нужно общее дело на общее благо.
В-третьих, Дух (шэнь) приходит в сердца (синь) лишь тогда, когда намерения общего дела предусматривают гармонию мира.
Гармония же – это слаженная соразмерность неравновеликих частей, которых, по крайней мере, ТРИ. В ракурсе реальной политики это значит, что реализация Мечты Китая, равно как и пока официально не сформулированной мечты народов бывшего СССР, возможна лишь на пути стяжания Духа созидания в общем деле на общее благо хотя бы народов трех стран. Имя этого дела уже названо: построение «Царства Правды»: семьи народов не западных цивилизаций, как более справедливого и гармоничного миропорядка, основанного на смыслах и ценностях культуры.
Со всей очевидностью такими странами выступают Китай, Россия и Казахстан. Намерение Китая создать «Культурный пояс Шелкового пути в XXI веке» упирается в проблему гармонии китайской традиции с духом тюркского суфийского ислама Великой степи. И здесь именем и образом воли к победе для всех народов Туркестана выступает «Железный Тимур».
Тогда как намерение Китая воссоздать «Великий чайный путь» упирается в проблему гармонии китайской традиции с духом восточного правильного учения (православия). Где именем и образом воли к победе всех народов Великий Руси выступает святой князь Александр Невский.
Третий в связке: тюркский дух Железного Тимура + русский дух Александра Невского – это дух китайского императора Тай-цзуна династии Тан. Ибо Тай-цзун в истории признан образцовым императором именно потому, что сумел, опираясь на тюркские народы Великой Степи, перенести принципы гармонии мира (естественной природы) на организацию государства и общества.
Подсказки от великих предков народов Китая, Туркестана, России имеются. Нет только общего органа концептуальной власти.
Исп. Андрей Девятов. No377 от 12.12.14 |