Начиная с 90-х годов официальными целями преобразования России являлось построение демократического правового государства и многоукладной, эффективной, социально ориентированной экономики. В реальности пришедший к власти крупный капитал и бюрократия на приоритетное место поставили собственные интересы. Они сделали ставку на создание криминализованной клановой сырьевой экономики с «быстрой» прибылью и минимальными инвестициями в основной капитал.
В результате произошла деградация промышленного потенциала и распад научных коллективов во всех отраслях экономики страны, потеря финансовой независимости страны. Россия перестала быть самодостаточной: она слишком сильно зависит от нестабильного углеводородного рынка, от глобальной экономики и импорта высоких технологий.
При создании новой системы существовавшая ранее плановая экономическая система были разрушены. Но введение права частной собственности и самостоятельной экономической инициативы, которые следует отнести к числу достижений, не ведут автоматически к успеху в развитии экономики. На смену социалистической системе пришла не многоукладная и даже не рыночная экономика, а некая смесь бюрократического и псевдорыночного регулирования экономической деятельности, всесилья кланов, региональных феодалов, глав госкорпораций и олигархов.
Основной итог прошедшего, провального в экономическом плане, 25- летнего периода – Россия снова стоит перед выбором: «Что делать с экономикой?».
Пришедшая в нулевые годы к власти новая генерация управляющих элит подтвердила приверженность внешне разумным общепринятым целям развития экономики: «России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие»[1].
В действительности не удалось реализовать ни одного из трёх основных требовании к нормальной экономике:
1. Экономика должна быть основана на легитимной базе. Состояние должно быть получено не криминальным способом.
Реальная ситуация в России такова: на смену криминальной приватизации 90-х пришла теневая экономика, тотальная коррупция и криминальный вывоз капитала.
Тотальная коррупция сохраняется на уровне почти $300 млрд. в год[2],[3],[4],[5], объём оборота теневой экономики (неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ) составляет 40 - 50% от ВВП[6],[7], чёрного рынка 11,8 % от приходной части госбюджета[8], хищения при госзакупках измеряется триллионами рублей[9],[10], а годовой вывоз капитала достиг $151,5 млрд. (2014 г.).
По уровню организованной преступности Россия занимает 101 место (чем выше коррупция, тем больше место) в мире (2014 г.)[11].
В составе российских министерств - 18 «воров в законе», в администрации Президента РФ - два криминальных «авторитета» (2001 г.)[12]. В нулевые годы на смену коронованным ворам в законе во власть пришли долларовые мультимиллионеры и миллиардеры (в ГД V созыва и СФ РФ было более 40 депутатов), что также не увеличивает авторитет и легитимность власти (согласие народа с властью).
Доля экономики, контролируемая организованной преступностью, составляет до 20 % от объёма экономики[13] и 40 - 60% от числа предприятий [14]. Доля фирм, платящих криминалу 78%[15].
По эффективности правовых рамок в урегулировании экономических споров Россия занимает 110 место в мире[16]. Утверждение, что в 2014 г. в России было куплено 400 тыс. бейсбольных бит и 2 бейсбольных шарика отлично иллюстрирует этот факт.
2. Экономика должна быть эффективной. Она должна обеспечивать производство необходимого для нормальной жизни количества материальных благ и услуг при минимальном негативном влиянии на Природу.
В реальности более 50% предприятий (без малого бизнеса и бюджетных учреждений) являются убыточными.
По расточительности государственных расходов Россия занимает 87 место в мире.
Страна живёт за счёт экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и угля. Их доля в общем экспорте составляет 76,4% (2014 г.).
По конкурентоспособности экономики в целом Россия занимает 68 место в мире из 152[17]. По конкурентоспособности в области IT технологий – 46 место из 66[18].
Россия в пересчёте на душу населения обладает колоссальной природной составляющей национального богатства: в 6 раз больше, чем в США, и в 20 больше, чем в Германии, Великобритания или Франция[19], но занимает 69 место по душевому ВВП[20]. Расходная часть бюджета на душу в России меньше, чем в Италии – в 6,7; Франция – в 8,65, США – в 4,2 и даже Греции – в 5,3 раза[21].
На территории России продолжает ухудшаться экологическая ситуация[22],[23]. Уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно растёт. Эмиссия углекислого газа за 2001 -2011 г.г. выросла на 18 % (с 10,7 до 12,6 т на человека). Средняя скорость роста концентрации CO2 на территории РФ составляет 0,5 % в год.
Качество атмосферного воздуха в городах является неудовлетворительным (2014 г.).
· В 21 % городов отмечены максимальные концентрации примесей выше 10 ПДК.
· В 69 % городов средняя за год концентрация какой-либо примеси превышала 1 ПДК.
· В 2014 г. участки, почва которых загрязнена пестицидами выше установленных гигиенических нормативов, обнаружены на территории 9 субъектов РФ.
· На большинстве водных объектов РФ в 2014 г. по ряду ингредиентов наблюдалось превышение ПДК от 10 до 100 раз.
3. Экономика должна быть справедливой. Это значит, что она действует в интересах большинства общества, поддерживает функции социального государства, гарантирует равенство граждан в распределении ограниченного ресурса и обеспечивает соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения.
Но в России децильный коэффициент достиг 16,8 – это вдвое больше необходимого для социальной стабильности.
Величина прожиточного минимума 10017 руб. (2 кв. 2015 г.). При этом минимальный размер оплаты труда (5965 руб.), средний размер социальной пенсии (6446 руб.) и даже назначенных пенсий (10030 руб.) в принципе не могут обеспечить достойную жизнь граждан[24].
Доля населения, проживающего ниже национального уровня бедности, составляет 11,2 % (2014 г.)[25].
В чем причина неудач?
Число экономистов и политологов в стране зашкаливает, но продолжает отсутствовать единое понимание того, как надо преобразовать страну. Значительная часть властных элит вместо комплексного анализа стратегий развития занимается демагогией, популизмом и личным обогащением.
Даже в нынешний период обострения отношений с Западом, правительство «уверенно» продолжает идти прежним курсом, объявляя при этом экономические провалы успехом. Как иначе оценить выступление премьера Медведев на «Гайдаровском форуме» в начале 2015 г.: «Все сегодняшние проблемы не являются результатом ошибок прошлого…. Напротив, они являются следствием успешной реализации достаточно успешной политики последних 10- 12 лет»[26].
При определении стратегии развития власть России так и не смогла освободиться от догм и мифов экономических и политических теорий.
Миф 1. Экономика, основанная на частной собственности, является более эффективной, чем основанная на государственной собственности
В действительности, ответ на вопрос: «Какая форма владения активами, частная или государственная, более эффективна и справедлива», зависит от целей деятельности управляющих элит и имеет не только экономический, но и политический аспект.
Понятие абстрактной эффективности частной и государственной собственности, в отрыве от целей регулирования, лишено смысла, поскольку эффективность всегда необходимо рассматривать с позиции владельца, наёмного работника или общества в целом.
Например, закрытие социально значимых предприятий хорошо с точки зрения бизнеса, поскольку они не эффективны или не приносят прибыли. Но не с позиций общества.
Вопрос о справедливости экономической системы, основанной на частной или государственной собственности, сводится к вопросу: «На кого работает собственность?»
· При государственной собственности соответствие труда и вознаграждения определяется бюрократией.
· При частной собственности - определяется хозяином собственности.
В обоих случаях работает так называемая «распределительная экономика» – вознаграждение определяется директивным путём и слабо зависит от результатов труда. Наёмный работник в условиях и частной, и государственной собственности фактически не влияет на соотношение труда и вознаграждение за него.
Например, частная компания «Базовый элемент», принадлежащая миллиардеру Абрамовичу, служит его обогащению (только одна из трёх его яхт стоит стоит $1,2 млрд.). Точно так же, как государственная компания «Роснефть», обогащает её главу Сечина, установившего себе «справедливую» зарплату 6 млн. руб. в день[27]. Причем зарплата руководителя никак не связана с эффективностью работы компании и «эффективный менеджер» одновременно с повышением своей зарплаты считает моральным обратился в правительство с просьбой предоставить финансовую помощь компании из Фонда Национального Благосостояния в размере 1,5 трлн. рублей, что больше суммарных затрат федерального бюджета на здравоохранение, образование и ЖКХ в 2014 г. (1,244 трлн. руб.)[28]
Поэтому, прежде, чем начинать национализацию необходимо понять – в чьих интересах она проводится. Национализация не будет соответствовать интересам большинства граждан, если отсутствуют реальные механизмы влияния на экономическую и политическую деятельность управляющих элит со стороны общества.
Сегодня такие механизмы отсутствуют. Для их выработки необходимо развитие самоуправления, переход к сетевой политической демократии и к экономической демократии
Миф 2. Рынок является идеальным регулятором экономики
Рынок представляется как некая божественная сущность, всё ведающая и всемогущая. Он лучше нас знает, что нам надо и как этого достичь. Он никогда не ошибается и вмешательство государства, согласно либеральным теориям, разрушает идеальный рыночный механизм регулирования, нарушает эффективность и справедливость.
В действительности построить стабильную экономическую систему на основе регулирования через положительную обратную связь (рост прибыли) принципиально невозможно. Подтверждение этому – кризисы, которые всегда сопровождают экономические циклы. По какому бы параметру (индикатору) мы не оценивали состояние рыночной экономики, она всегда принципиально нестабильна, что связано с неспособностью рынка эффективно регулировать экономическую систему.
Миф 3. Роль идеального регулятора экономики может выполнять абстрактное государство
Не лучше ситуация и у экономистов, которые предлагают построить экономическую систему, основываясь на другом мифе – роль идеального регулятора экономики может выполнять абстрактное государство. Ему приписывается роль всё ведающей и всемогущей регулирующей сущности, определяющей для нас план экономической деятельности и правила оптимального и справедливого распределения.
Именно эта цель была на знамёнах социализма. В действительности реальному социалистическое общество жило по авторитарным декретам и по неписаным правилам, которые определяла партийно-административная номенклатура, преследующая вполне земные цели.
Предполагается, что государство, от имени которого выступает бюрократия или партийно-административная номенклатура, которая не ошибается и не нуждается в каких либо внешних механизмах корректировки. Но мы хорошо помним, сколько ошибок допустило государство.
Принципиально, что в обеих системах общество является лишним за столом, где определяются правила работы экономической системы. Наёмные работники на частном предприятии, как и на государственном, полностью отчуждены от возможности влияния на организацию труда и распределение его результатов.
Преодолеть это отчуждение в условиях как государственной, так и частной собственности можно только одновременным влиянием и на политику (через механизмы политической демократии - народовластия) и на экономику (через механизмы экономической демократии).
Миф 4. Бюрократия (или партийная номенклатура) управляет государством по поручению народа, от имени народа и в интересах народа.
Этого мифа (в различной редакции) придерживаются сторонники как капитализма, так и социализма.
Бюрократия, как и партийная номенклатура, управляет государством от имени народа, но отнюдь не в интересах народа. Система имитационной демократии позволяет власти принимать практически любые решения в корыстных и амбициозных интересах бюрократии, крупного капитала или номенклатуры.
В действительности понятие «власть народа» лишь запутывает тот факт, что и при капитализме и при социализме управление экономикой и политикой идёт от имени абстрактного народа, который якобы формально является высшей властью и якобы управляет государством через систему политической демократии.
Демократия действительно может являться эффективным способом согласования интересов различных слоев общества. Однако реальные «демократические» механизмы весьма несовершенны и сильно зависят от административных, информационных и финансовых ресурсов. Следствием этого является формирование управляющей элиты (суррогата элиты), абсолютно независимой от общества. Это ведёт, при любом из рассмотренных выше экономических укладов, к возникновению т.н. «имитационной демократии», системы, в которой интересы большинства членов общества не учитываются.
Ограничение прав народа создаёт предпосылки для формирования паразитической экономической системы - получение денег из воздуха за счёт финансовых спекуляций, процентной и виртуальной экономики, за счёт коррупции и криминала. В результате раздел результатов труда не определяется реальным участием в производительном труде.
Интересы народа учитываются лишь в той степени, чтобы не вызвать социального взрыва.
Миф 5. Политическая демократия может быть реализована без экономической демократии
Политическая демократии не может быть реализована без экономической демократии. Сейчас вес в политической системе одного олигарха не сопоставим с весом рядового гражданина, формально имеющего право одного голоса.
Экономическая демократия - материальная основа для развития других форм демократии. Экономическая демократия может развиваться как на микроуровне - через участие трудящихся в управлении предприятиями (как частными, так и государственными), так и на макроуровне - в масштабах экономики страны в целом.
Экономическая демократия может воспрепятствовать бюрократизации хозяйственной сферы при государственном регулировании экономикой и является альтернативой рыночному хозяйству, которое исключает рядового труженика из сферы принятия решений экономического характера.
Главным препятствием для утверждения экономической демократии является высокая концентрация экономической власти в руках государственной бюрократии, олигархических групп, преступных кланов. Нынешняя ситуация в России характеризуется крайним экстремальным распределения экономической власти. На долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех богатств. В США эта величина составляет 37% всех богатств, в Европе - 32%, в Японии - 17%[29].
В этой ситуации особенно актуален не только переход от имитационной политической демократии к реальной (приобщение народа к политической власти), но и переход к экономической демократии (приобщение народа к экономической власти).
При отсутствии политической и экономической демократии идёт формирование управляющих элит, работающих исключительно на удовлетворение эгоистичных корыстных и амбициозных интересов.
Миф 6. Успех развития страны зависит от успешного перехода на траекторию развития Западной цивилизации
Продолжает оставаться популярной позиция, что не надо «умничать» и следует просто скопировать «успешную» Западную политическую и экономическую систему.
При этом умалчивают, что эта система основана:
· на паразитизме развитых стран по отношению к внешнему миру;
· на паразитизме национальных элит по отношению к собственным гражданам;
· на паразитизме людей по отношению к Природе и к будущим поколениям;
· на столкновении интересов национального развития отдельных государств.
Серьёзные проблемы создаёт и цель развития: строительство общества потребления.
В замкнутой системе, какой является Земля, неограниченный рост потребления не может являться основой развития экономики. Уже сегодня нарушено равновесие между потреблением людьми природных ресурсов и способностью Земли к регенерации, к восстановлению ущерба, причиняемого планете техногенной деятельностью человека. Мы уже потребляем в 1,5 раза больше ресурсов, чем может дать Земля.
Под угрозой уже оказались биоразнообразие природы, запасы чистой воды, атмосфера, качество с/х земли, не возобновляемые природные ресурсы, климат. Мир производит в 1,5 раза больше пищи, чем это необходимо, но, по данным ФАО (ООН), в состоянии хронического голода находится 870 млрд. человек (2014 г.).
Выводы
1. Работники на частном предприятии, как и на государственном, полностью отчуждены от влияния на организацию труда и распределение его результатов. Преодолеть это отчуждение в условиях как государственной, так и частной собственности можно только одновременным влиянием и на политику (через механизмы политической демократии - народовластия) и на экономику (через механизмы экономической демократии).
2. Для выхода страны из нынешнего экономического и политического тупика необходимо ограничить политическую власть крупного капитала и коррумпированной бюрократии. Одним из шагов в этом направлении является национализация стратегических природных ресурсов,введение социального пая, самоуправление, создание новых механизмов выборов и контроля власти.
3. Национализация - это лишь предпосылка для вывода части финансового ресурса из-под контроля олигархических групп. Она будет соответствовать интересам большинства граждан, только если будут созданы реальные механизмы контроля общества за деятельностью управляющих элит: самоуправление, политическая и экономическая демократия.
4. Корректно проведённая приватизация также может способствовать укреплению реальной демократии, если она выводит экономическую власть из-под контроля бюрократии, но не передаёт активы в руки крупного капитала.
5. Если мы не найдём способа приобщения общества к управлению экономикой, то ситуации станет социально нестабильной, чем могут воспользоваться силы, заинтересованные в дезинтеграции России, что приведёт к власти ещё более опасные для страны элиты.
[5] Transparency International’s Corruption Perceptions Index. 2014. http://www.transparency.org/cpi2014/results
|