В течение всего года правительство методично подталкивало Россию к краю пропасти
«Свободная Пресса» продолжает подводить итоги года. В прошлом материале мы рассказывали о главных политичеких событиях в жизни страны и тенденциях, которые они обозначили. Сегодня речь пойдет об экономике. Чем же запомнился уходящий год? Прежде всего - успехами узкого круга лиц, сомнительными достижениями правительства, а также обещаниями премьера улучшить жизнь лет через 7-8. Под шумок этих обещаний проворачивались многомиллиардные сделки, участники которых довольно потирали руки. Экономика же страны буксовала. Россия как была сырьевым придатком транснациональных компаний, так и осталась. Попытки вырваться из этой колеи лишь имитировались.
Прыжок под поезд ВТО
В 2012 году Россия, после 18 лет переговоров, официально присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО): с 22 августа нынешнего года вступил в силу протокол о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО. И некоторые положительные изменения в связи со вступлением в ВТО уже произошли, например, США отменили ограничительную внешнеторговую «поправку Джексона-Вэника», а Евросоюз автоматически снял квоты на поставки российской стали на свой рынок. Однако отрицательных последствий этого шага будет столько, что вступление в ВТО для российской экономики можно сравнить с «прыжком под поезд».
Ведь еще ни одной стране в мире не удавалось провести структурную перестройку экономики, поднять наукоемкие производства и стимулировать развитие научно-технического и инновационного потенциала, предварительно раскрыв свои рынки для глобального бизнеса, и демонтировав систему господдержки промышленности и сельского хозяйства. А транснациональный капитал ВТО четко нацелен на подавление конкуренции и финансово-экономическую экспансию на новых рынках, превращая их в рынки сбыта для своей продукции, поставщиков дешевой рабочей силы и сырьевые колонии.
Сегодня свыше 70% продовольствия на прилавках магазинов производится международными ТНК, свыше 85% рынка фармацевтических товаров и 90% электроники контролируется транснациональным капиталом. Поэтому уже сейчас нужно поднимать вопрос об утрате контроля над целыми секторами экономики и отраслями отечественной промышленности, а дальше, будет только хуже.
Распродажа Сбербанка по дешевке
В сентябре был приватизирован главный госактив, намеченный к продаже на этот год - 7,58% акций Сбербанка. Цена продажи составила 159,3 млрд рублей или 5,2 млрд долларов.
До размещения акции Сбера на ММВБ торговались дороже 97 рублей за штуку, а после они упали почти до 93 рублей. Выходит, что размещение акций Сбербанка особо не прибавило капитализации российскому рынку. Но и госбюджет не снял сливки с этой приватизации, целью которой, кстати, изначально называли его пополнение. Как заявил накануне размещения зампред ЦБ Сергей Швецов: «Валюту, которую мы получим, положим в резервы, а рубли – в печку». То есть, вся валюта пойдет в золотовалютные резервы Центробанка, читай – в долговые бумаги ФРС США и Европейского центробанка.
«Сейчас ФРС США снова включила печатный станок и каждый месяц выбрасывает на рынок по 40 млрд долларов, которые нужно вложить в надежные активы- поясняет экономист Валентин Катасонов - Наши аналитики обратили внимание, что приватизация Сбербанка произошла практически синхронно с первым траншем этих денег, и основными крупными покупателями стали американские компании. По моему мнению, это своего рода помощь Западу, потому что денежные средства, вырученные от приватизации, через золотовалютные резервы и резервные фонды пойдут в западную экономику, а не в российский бюджет. Деньги как приходят из-за рубежа, так и уходят туда же - такую прозападную политику проводит российское либеральное правительство».
При этом покупки только трех американских финансовых компаний составили 50% предложения акций Сбербанка, столь высокий интерес к бумагам стал возможен лишь благодаря их очень низкой цене по сравнению с аналогами из развивающихся стран.
«Роснефть» строит госмонополию
Государственная компания «Роснефть» разрешила многолетний спор акционеров ТНК-ВР простым и незатейливым способом – она покупает всю компания целиком, и у российских, и у британских акционеров. Британская BP продает свои 50% за 17,1 млрд долларов и 12,84% акций госкомпании, а консорциум российских акционеров из AAR во главе с Михаилом Фридманом, отдает свою половину за 28 млрд долларов. В результате, частные активы на 45,1 млрд долларов переходят в госсобственность.
Тем временем, ряд экспертов считает, что это далеко не последняя сделка по поглощению со стороны «Роснефти», и следующий на очереди – «Сургутнефтегаз». Впрочем, эксперты отмечают, что после поглощения ТНК-ВР, «Роснефть» долго не сможет «проглотить» еще кого-нибудь, просто потому, что долг вырастет очень существенно, ведь своих денег на покупку ТНК-ВР у госкомпании нет.
Правда, «Роснефть» уже получила от синдиката международных банков обязательство предоставить кредиты на 30 млрд долларов. Но эксперты видят в этой сделке достаточно большую угрозу для «Роснефти», которой придется увеличить свой долг весьма существенно. К тому же, этот зарубежный заем значительно повысит внешний долг России, который составляет уже около 573 млрд долларов, и намного превышает ее международные резервы в размере 528 млрд долларов, которые являются своего рода «залогом» по зарубежным кредитам госкомпаний. Что в ситуации, когда каждый день может разразиться очередной мировой финансовый кризис, весьма рискованно для экономики страны.
Крест на российском автопроме
Под занавес уходящего года, произошло событие, поставившее крест на отечественной автомобильной промышленности. Французско-японский автомобильный альянс Renault-Nissan приобретает контрольный пакет – 50 % плюс одна акция – крупнейшего российского производителя «АвтоВАЗ», и фактически становится его владельцем.
«АвтоВАЗ», доведенный за последние годы до предбанкротного состояния, держится на плаву лишь благодаря масштабной поддержке со стороны правительства, – говорит экономист Владислав Жуковский. – И только благодаря получению государственных гарантий и рефинансированию долгов со стороны «Ростехнологий», долговая нагрузка компании снизилась с 53,6 млрд рублей в конце 2011 года, до нынешних 24 млрд».
При этом, по словам эксперта, разного рода административные расходы, за которыми прячутся бонусы и «золотые парашюты» управленцам «АвтоВАЗа», растут на 12-15 % ежегодно, на фоне неуклонно снижающейся доли продукции предприятия на авторынке страны.
В связи со «сменой власти» встает главный вопрос: какие марки автомобилей будет выпускать предприятие – отечественные или иностранные? К примеру, сейчас Nissan собирается запустить на конвейере «АвтоВАЗа» еще одну свою марку автомобиля – Datsun. Правда, руководитель Renault-Nissan Карлос Гон заверил, что приоритет производства пока сохранится за маркой Lada, а Renault воспользуется мощностями «АвтоВАЗа» во второй половине 2013 года. Однако о российских автомобилях на крупнейшем отечественном предприятии, наверняка, скоро придется забыть.
В лучшем случае, речь будет идти о выпуске «интернациональных» моделей – иностранных машин, закамуфлированных под отечественные марки Lada. Это очень выгодно транснациональным автомобильным концернам, потому что позволяет им обходить высокие импортные пошлины, эксплуатировать дешевую рабочую силу и извлекать сверхприбыли за счет масштабных налоговых преференций. При этом не происходит даже обещанного снижения цен на иностранные автомобили российской сборки - вся прибыль от снижения себестоимости производства, льготного налогообложения и дешевой рабочей силы оседает в карманах иностранцев.
Газовый поход в Африку
В октябре была запущена вторая ветка газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря в Германию, в ноябре по ней начались коммерческие поставки. Сейчас в правительстве обсуждается строительство третьей и четвертой веток «Северного потока», но при этом даже первая ветка газопровода не полностью загружена. По ней прокачано около 10 куб м газа, а ее мощность составляет 28 куб м. Тем временем, потребность газа в Европе снижается по причине кризисной ситуации в экономике. Кроме того, снижается и спрос на российский газ – в этом году он упал на 24% из-за конкуренции с поставщиками сжиженного газа с Ближнего Востока и Африки.
Но правительство готовит и еще один газопровод в Европу, в обход Украины – «Южный поток», строительство которого стартовало 7 декабря. Общая стоимость нового трубопровода составит 16 млрд евро, из которых 10 млрд будет стоить его морской участок. Всего предполагается прокладка четырех веток, мощность каждой из которых – 16 млрд куб м газа, ввод газопровода в эксплуатацию и начало поставок газа запланировано на декабрь 2015 года.
Проблема в том, что, по мнению большинства экспертов, этот проект не имеет никаких экономических обоснований. Существующие транзитные мощности России уже сейчас в два раза превышают реальные объемы газа, который транспортируется в Европу. Если к ним прибавить мощности двух новых веток «Северного потока» и четыре ветки «Южного потока», то транзитные возможности страны достигнут 300 млрд куб м газа в год, а Россия в этом году транспортирует не больше 140 млрд куб м газа. Наверное, «экономическое обоснование» строительства «Южного потока» только в том, что подрядчиком является Аркадий Ротенберг, друг и спарринг-партнер президента Путина?
Еще одна «идея – фикс» российского правительства – «газовый поход» на Дальний Восток. Здесь можно вспомнить газопровод «Сахалин – Владивосток – Хабаровск», мощность которого избыточная, и газ, поставляемый по нему, продавать просто некуда. Когда начиналось строительство этого газопровода в 2007 году, чиновники планировали продавать газ китайцам. Газопровод построили, выбросили на строительство около 300 млрд рублей, на которые можно было бы выстроить как минимум два завода по сжижению газа. А теперь Китай, который планировался основным покупателем российского газа, заявил, что согласен покупать газ только за треть его рыночной стоимости.
В итоге, на правительственном саммите АТЭФ в сентябре нынешнего года, было подписано соглашение о строительстве завода по производству сжиженного газа во Владивостоке, чтобы использовать газ из этой трубы. Вот интересно, неужели нельзя было построить этот завод пять лет назад, и не во Владивостоке, а на Сахалине, вместо того, чтобы тянуть трубу за 300 млрд рублей?
Кстати, недавно «Газпром» совершил «газовый поход» в Африку - заключил контракт с Катаром, который является основным производителем сжиженного газа в мире, о покупке у него больших объемов, видимо, для последующей перепродажи в Европе или в той же Юго-Восточной Азии. Ведь преимущество сжиженного газа в том, что он не привязан «к трубе» и конкретному месту поставки. Но вместо того, чтобы самому строить заводы по производству сжиженного газа, «Газпром» строит дорогостоящие трубы, которые остаются полупустыми, а газ покупает у африканцев. И в этом вся наша экономика…
Чем ближе конец года, тем хуже, по данным глобального опроса компании Ipsos Public Affairs, россияне оценивают экономическую ситуацию в стране. По подсчетам аналитиков, число положительных оценок российской экономики снижается, «отражая общее нарастание тревоги», и уже упало до кризисного уровня 2008 года, достигнув 36% опрошенных. Однако 43% россиян все же надеются, что в новом году жить будут лучше, и главный пункт в новогодних планах населения России – разбогатеть, об этом мечтают 60% опрошенных. Как ни странно, ожидания финансового улучшения россияне никак не связывают с экономической ситуацией в стране: число граждан, которые ждут улучшения лично для себя, вдвое превышает тех, кто ждет оздоровления экономики России. |