Россия находится в этом списке с 2000 года. Включение нашей страны в этот список было сделано с целью предотвратить экспорт запасов урана, которые имеются у РФ. В соответствии с американским законом на все активы и имущество России, которые имеют отношение к ядерным объектам, а также к программам по высокообогащенному урану, накладывается арест. Такая мера необходима для обеспечения выполнения соглашения между Россией и США от 1993 года, которое известно как ВОУ-НОУ.
По этому соглашению предусматривается необратимая переработка российского ВОУ (высокообогащенного урана) в НОУ (низкообогащенный уран) для осуществления поставок на американские атомные электростанции в качестве топлива. Данная договоренность будет действовать до следующего года. Согласно ей, предусмотрена переработка пятисот тонн оружейного урана. Реализация соглашения происходит через систему контрактов, прибыль от которых полностью поступает в российский бюджет.
Как объяснили в «Росатоме», наложение ареста на имущество является гарантией от угрозы срыва контракта, если возникнет судебное разбирательство и арест со стороны третьих лиц.
Между тем, в IEEPA таится и другая угроза для Российской Федерации – американский федеральный закон может быть козырем Соединенных Штатов Америки в ситуации, которая складывается вокруг Сирии. Согласно этому закону, преступлением также является нарушение торговых санкций, которые вводятся Америкой в отношении какой-либо страны. Известно, что такие санкции действуют против Сирии и Ирана, с которыми Россия продолжает осуществлять сотрудничество, несмотря на рекомендации, поступающие из Белого дома.
Недавно просочилась информация о том, что чиновники сирийского президента Асада намеревались посредством крупных банков РФ осуществить минимизацию потерь от европейских и американских санкций на свои нефтяные сделки и финансовые операции. Все это объясняет, почему западные страны испытывают трудности в наложении эффективных санкций, направленных против сирийского режима: это будет продолжаться до тех пор, пока руководство Сирии тесно сотрудничает с Россией.
Российская Федерация в целом критически относится к «одностороннему» подходу Запада к урегулированию ситуации в Сирии и всячески препятствует санкциям, направленным против нее в ООН. Так, Россия вместе с Китаем трижды блокировала резолюции, разработанные Советом Безопасности, предусматривавшие дополнительные меры против сирийского руководства во главе с Башаром Асадом и косвенно открывавшие возможность военного вмешательства.
После этого западные страны стали выступать с яростными обвинениями в адрес Москвы, Вашингтон же пригрозил действовать в обход Совета Безопасности, который, по его мнению, провалил самую важную в своей повестке задачу.
2 августа пришло сообщение об отставке Кофи Аннана с поста специального представителя ООН и ЛАГ (Лиги арабских государств) по урегулированию сирийского конфликта. Он объяснил, что причиной его ухода с этой должности является недостаточная поддержка мирового сообщества в успешном продолжении этой нелегкой миссии, а также возникший раскол в международном сообществе, осложнявший работу. После этого эксперты стали говорить о провале сирийского мирного плана.
3 августа Генассамблеей ООН была принята «рекомендательная» резолюция о выводе войск с территории Сирии. Однако нужно заметить, что исполнение резолюций Генассамблеи является необязательным, поэтому, как считают наблюдатели, главной целью такой резолюции было, конечно же, показать в невыгодном свете Москву и Пекин, а не остановить кровопролитие в Сирии.