Новый
министр образования и науки Дмитрий Ливанов уже успел сделать то, на
что больше года не решался его предшественник Андрей Фурсенко. Он
утвердил новый федеральный образовательный госстандарт (ФГОС) для
старшей школы. Документ уже готовится к внедрению в 10-11-х классах.
Прислушиваться к голосам недовольных министр, похоже, не собирается - он
заявил, что «всю критику учесть невозможно».
О том, что Минобрнауки своим решением закончило общественное
обсуждение спорного госстандарта для старшей школы, сообщил вчера «МН»
сам Дмитрий Ливанов. Министр считает, что все необходимые этапы
общественного и административного обсуждения документ прошел. «Всю
критику учесть невозможно, но конструктивные предложения были учтены», -
заверил Ливанов. Он призывает готовиться к внедрению ФГОС в школах,
чтобы, как и планировалось, полностью перейти на него по всей стране к
2020 году.
Новый ФГОС, напомним, предполагает, что обязательной для
старшеклассников будет лишь часть предметов, а остальные курсы они
смогут выбирать сами в зависимости от выбранного профиля -
гуманитарного, технического, естественнонаучного. Первая версия
стандарта была настолько физкультурно-патриотической и столь радикально
не вписывалась в традиции отечественной педагогики, что вызвала шок и у
профессионалов, и у родителей. «Тормозил» ее в 2011 году сам Владимир
Путин - будучи премьером, он призвал отнести результат на «эксцесс
исполнителя» и организовать общественное обсуждение.
В последней версии, которую уже в должности президента Путин поручил
утвердить до июля 2012 года, в список обязательных попали математика,
русский язык и литература, иностранный язык, история, а также основы
безопасности жизнедеятельности и физкультура. Все предметы делятся на
два уровня: базовый и профильный, для углубленного изучения. Не более
трех дополнительных курсов школьник должен выбрать сам - так, чтобы
общее число учебных часов не превышало 37 в неделю.
Если с утверждением первых версий боролись в основном словесники,
требовавшие вернуть в число обязательных предметов русский язык, то
теперь больше всех негодуют математики, физики и биологи. Разработчики
стандарта предлагают создать курс «Естествознание» для школьников,
которые не выбирают физику, химию или биологию в числе профильных.
Учителя-предметники считают, что это приведет к резкому падению базовых
естественнонаучных знаний, поскольку позволит гуманитариям практически
полностью проигнорировать сложные предметы. Президент Российской
академии образования Николай Никандров заявил «МН», что и вовсе
выступает за то, «чтобы эти предметы были обязательными для изучения».
Эксперты также отмечают, что в последней версии стандарта по-прежнему
отсутствуют четкие критерии того, какие именно знания и навыки должен
демонстрировать выпускник средней школы. Псевдонаучные обороты из ФГОС
ни о чем не говорят, заявил «МН» научный сотрудник Института проблем
передачи информации РАН Григорий Колюцкий.
«Хоть что-нибудь конкретное должен выучить школьник в результате?
Нет, не должен. За всеми этими невиданными доселе конструкциями, такими
как «сформированность представлений о понятиях» и «владение умением
характеризовать», прячется неприятный факт: в случае окончательного
утверждения стандарта российское государство снимает с себя любую
ответственность за результаты общего образования», - уверен он.
Времени на «обкатку» стандарта будет предостаточно, и какие-то
коррективы по ходу его внедрения возможны, заверил «МН» Дмитрий Ливанов.
Но протесты сегодня уже бесполезны - документ направлен на утверждение в
Минюст.