ВОЙНА
ОБРАЗОВ НА ЭКПО-2010
Доклад на III прогностической
конференции
Института российско-китайского стратегического взаимодействия 17 сентября
2010 года
Ожидания многих экспертов побывавших на выставке не совпали
с увиденным. Привычное сознание подсказывало, что в соответствии с темой ЭКСПО
должны быть представлены новейшие научно-технические изобретения, образцы
техники, технологии, инновации улучшающие жизнь человека в городе и вообще в
мире. Однако продемонстрировано было совсем другое – необычные архитектурные
формы, игровые и анимационные фильмы, скульптуры, изображения, музыкальные
композиции – одним словом всё то, что называется художественный образ. И если
вдуматься, в этом нет ухода от темы или скудости технической мысли.
Просто Шанхайская выставка со всей очевидностью показала
всему миру – индустриальная эпоха с опорой на промышленные технологии
закончилась. Всё! Теперь в постиндустриальном мире главным конкурентным
преимуществом и главной движущей силой станут образы. Образы будущего, образы
взаимоотношений в обществе, государстве, между цивилизациями.
Почему образы, а не философские или научные трактаты. Да
просто потому, что образ минует, пусть и пытливый, но всё же рациональный ум.
Образ напрямую вызывает чувства в душе, побуждает отклик в сердце, а сердцу не
надо ничего объяснять и доказывать – человек сразу чувствует нравится или не
нравится. Именно образами атакует реклама, выстраиваются всемирные брэнды,
накачивается гудвилл, и держится такой бесценный человеческий актив как
репутация.
Конечно, постиндустриальный мир вовсе не отменяет
промышленное производство, также как буржуазные революции не отменили
господствовавшее до них сельское хозяйство, но движитель развития человечества
станет иным. Кстати финансовые технологии являются переходными от материальных
технологий к виртуальным образам, ведь надёжность валюты, доллара например, или
ценность бриллианта основывается во многом на специально сформированных
ожидания, представлениях, то есть тех же образах. Разрушь образ и незыблемая
пирамида оказывается карточным домиком.
Поэтому власть будет
у тех, кто сможет лучше формировать, поддерживать и продвигать образ будущего.
Нынешняя ЭКСПО наглядно зафиксировала не просто конкуренцию, а настоящую
схватку образов – передовую войны смыслов. Победители
в войне смыслов также как в Ялте 1945 года договорятся о геополитических
параметрах нового мира, и новый Бреттон-Вудс уже вовсе не призрак.
Что бы лучше понять какой образ представила Россия на ЭКСПО
в Шанхае надо соотнестись с тем, что продемонстрировали другие страны.
Безусловный лидер, на мой взгляд, это Китай. Павильон в форме перевёрнутой
пирамиды построен как грандиозный храм держащий небо.
Надо заметить, что у китайцев нет
Бога, а есть Небо. Мощь и величие гигантского сооружения впечатляет. Внутри
него раскрыто много тем, но центральной является гимн труду в эпическом
кинофильме. Героизация и воспевание трудового порыва и трудового подвига сродни
той, что была в нашей стране в 30-е годы первых пятилеток прошлого века.
Фактически Китай продемонстрировал своему народу и всему миру очередной после
пекинской олимпиады триумф. Время американского доминирования закончилось,
центр мировой политики неуклонно смещается с Запада на Восток.
Фантастически удивил
павильон Саудовской Аравии – словно космическая летающая тарелка приземлилась в
парке. Посетители, отстояв многочасовую
очередь, совершают символичное восхождение по спирали от земли с водой к небу –
внизу фонтанчик, а сверху исламский орнамент, также как и буддийская мандала,
символизирует мироздание. А на небе-крыше райский оазис. Внутри на сферические
стены, пол и потолок демонстрируется фильм, то есть изображение как бы окружает
человека со всех сторон. И ты под музыку летишь то над пустыней, то над
городом, то взмываешь в небо, где рядом птицы, то погружаешься в море, где
вокруг экзотические рыбки. Интересное ощущение – насколько велик мир и не
ограничивается стенами домов и улицами городов.
США вроде не мудрствовали лукаво. Круглый павильон в виде
нефтеналивного танка.
Экспонатов нет, демонстрируется три
фильма. Просто. Но это только на первый взгляд. Если кратко, то отмечу
следующее. Первый фильм, где американцы пытаются произносить по-китайски
приветствия, призван снять психологический барьер между разными культурами.
Второй фильм, где наряду с Б. Обамой и Х Клинтон много детей, в том числе
китайской внешности, демонстрируется на трёх больших экранах. Причём разные
кадры с разными персонажами хаотично перескакивают с одного экрана на другой.
Задача этого фильма фрагментировать сознание и вкладывать в подсознание скрытые
смыслы. Третий фильм несёт в себе сильнейший концептуальный заряд, рассчитанный
именно на китайского зрителя. Девочка, несмотря на скепсис соседей, пытается
благоустроить унылый двор между бетонными стенами домов. Раз за разом
высаживает красный цветок, но его ломают. На третий раз, когда она в отчаянии,
к ней присоединяется пожилая китаянка – сажает жёлтый цветок. Затем
подключается ещё один сосед, с семитскими чертами лица и сажает синий цветок.
Все три цвета точно соответствуют архетипичным цветам в сознании китайцев,
достаточно посмотреть на их государственный флаг и оформление телевизионных
передач. Весь двор вовлечен в обустройстве садика по рисунку девочки, кстати,
сад в китайской традиции тоже много значит. Последним подключается накачанный
англо-сакс, без него бетонную глыбу не сдвинуть. И даже после ливня, который
смывает все труды, соседи, вовлечённый в общее дело вновь высаживают цветы и
деревья. Садик расцвёл, вслед расцветают другие дворики и весь город.
Хэппи-энд. Над этим фильмом постарались очень «посвящённые зодчие». Понятно что
это модель будущего, скорее всего попытка подвести под G2. А какой смысл
скрывается за этим образом другой вопрос, ведь ещё Сунь-Цзы учил, как создавать
у противника ложное представление. И часть элиты СССР в своё время купилась на
образ западной либеральной демократии, что из этого получилось известно.
Из европейских стран стоило бы отметить Великобританию. Кстати,
китайский флаг рядом с флагом другой страны больше я не видел. Павильон издали
напоминает человеческую голову с «ёжиком» волос.
Вместо волос подсвеченные изнутри
трубки из оргстекла. В самом павильоне пусто, те же трубки входят внутрь и в
каждой из них семена, зёрна различных растений. Семя – это начало начал в живой
природе. Видимо англичане хотели показать, что они начало всех начал на
планете, или её генофонд, или сакральные хранители этого генофонда. Опять вроде
просто, но оригинально и с большой амбицией.
На этом фоне российский павильон архитектурно снаружи
выглядит вполне достойно, особенно вечером с красно-золотой подсветкой
орнамента двенадцати белых башен изнури. Но внутри лилово-фиолетово-розовые
оттенки, гигантские цветы, причудливое птичье щебетание скорее вызывают
ассоциации с картиной «Аватар».
Концептуально экспозиция, конечно,
не дотягивает до вышеперечисленных павильонов.
В конце октября состоится главное событие – на закрытие
выставки со всего мира соберутся главы государств, правительств,
аристократических домов, и те, кого называют «закулисой». Уж кто кто, а мировая
политическая элита хорошо понимает силу и смысл образа.
Заниматься модернизацией, инновацией, нанотехнологиями
безусловно необходимо. Но Россия, претендующая и на достойное место в новой
мировой финансовой системе, и на достойное место в международном разделении
труда, и конечно, на достойное место в глобальной политике просто обязана
предъявить всему миру образ привлекательного гармоничного, или по-русски
ладного, будущего для всех стран и народов на планете Земля. То что, кстати, на
востоке в Индии, Китае, Иране уже давно ждут именно от нас. Разумеется, и образ
самой России должен соответствовать образу прекрасной мечты о будущем
человечества. То есть сначала мы должны реализовать такой образ у себя, а затем
продемонстрировать его миру. Прорыв в будущее можно осуществить только с
помощью новых социо-гуманитарных когнитивных технологий. Такие разработки у нас
уже есть!
Муниров В.Ф.
И.о. председателя
Союза военных исламоведов России
17.09.10 |