Ковалев Ю.А., кандидат философских наук, зам. начальника Отдела общественных наук Президиума РАН, Москва, Россия
Недавние предвыборные дискуссии, лозунги сегодняшнего протестного движения свидетельствуют: российское идейное пространство и ныне, как вот уже более 170 лет, расколото «по границам позиций» западников (сегодня их называют «либералами») и славянофилов: «Россия это органическая часть Европы» - «Россия это уникальная цивилизация». Однако сейчас такая ситуация крайне опасна: нам не хватает только гражданской войны!
В этих условиях важнейшей «задачей момента» нужно считать выработку идейной базы для диалога, которая не позволила бы этому расколу расти. Возможно ли это? С использованием действующей сегодня в обществоведении традиции — нет. А как возможно?
1. Занимаясь реформированием экономики, нужно помнить, что нет прямой зависимости между уровнем жизни людей и их нравственностью: улучшение ситуации в экономике не даст автоматически заметного сокращения в обществе жестокости, потребительства, аморализма.
2. Человеческое общество является сложной нелинейной самоорганизующейся открытой системой. Такие системы изучаются синергетикой. Её базовые принципы:
- любая сложная нелинейная самоорганизующаяся открытая система имеет цель-программу (сценарий) своего развития, которая «находится» вне данной системы и от которой она получает управляющие воздействия. Цель-программа называется аттрактором.
- только находясь «в луче» аттрактора (по аналогии - пока капитан судна видит маяк), система может успешно развиваться; «выпадая» же из его «луча», система весьма быстро «ложится на траекторию», ведущую к катастрофе. Значит, и человечество имеет цель-программу своей эволюции: некий «Главный аттрактор».
3. 2000 лет назад жители Европы (через христианскую культуру) были «введены в луч» Главного Аттрактора — т.е. получили Высшее водительство. Возникшее общественное устройство (тоталитарного типа) обеспечило на несколько веков нравственную эволюцию европейцев. Но тоталитарный сценарий стал помехой развитию. И был «запущен» второй этап их эволюции - в рамках «культуры эпохи Просвещения». Началось быстрое развитие естествознания, техники, промышленности. Но была и цена — Европа «выпала из луча» Главного Аттрактора. Попытка «компенсировать» эту утрату «опорой на собственные силы» (в частности, на систему «сдержек и противовесов») в целом провалилась. Есть ли выход?
4. Должен быть «запущен» третий этап эволюции как СИНТЕЗ двух предыдущих систем культуры. Его суть: «дети эпохи Просвещения», т.е. образованные, инициативные люди, считающие самоценностью собственную свободу и интеллектуальную самостоятельность, готовые взять на себя ответственность - должны вновь обрести Высшее водительство, т.е. вернуться «в луч» Главного Аттрактора. Эта Миссия возложена на Россию.
5. Наша страна (которая также, в силу ряда причин, ныне пребывает «вне луча» Главного Аттрактора) сможет вернуться в его «луч» - только официально приняв на себя бремя этого «особого лидерства». А, спасая себя, наша страна даст мощнейший импульс другим странам.
Подробнее: http://inst.eurasec.com/ и http://www.dialog21.ru/polemika/Future_Russia_Kovalev.htm
Должен быть «запущен» третий этап эволюции как СИНТЕЗ двух предыдущих систем культуры. Его суть: «дети эпохи Просвещения», т.е. образованные, инициативные люди, считающие самоценностью собственную свободу и интеллектуальную самостоятельность, готовые взять на себя ответственность - должны вновь обрести Высшее водительство, т.е. вернуться «в луч» Главного Аттрактора. Эта Миссия возложена на Россию. Кто и каким образом возложил данную миссию на Россию? И вы думаете, что столь замысловатое суждение можно вынести для обсуждения в сегодняшнее общество? Сомневаюсь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]