Среда, 24.10.2018, 05:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Газета "ЗНАНИЕ - ВЛАСТЬ!"

Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Круглые столы » Россия - Беларусь

Бояринцев В.И., доктор физико-математических наук, профессор г.Москва
Когда наша пресса говорит о трениях между российским и белорусским руководством, забывается такой факт: Белоруссия занимает 84-место в мире по территории, имеет население на уровне 9,8-10,3 млн. человек, иными словами, население независимой республик Беларусь составляет немногим больше половины населения Москвы.

    Этим и обусловлено высокомерное отношение российских властей к белорусскому президенту, они рассматривают его как «полмэра» Москвы, которого можно сменить в любой момент по собственной прихоти и навязать стране губительный курс дикого капиталистического развития.
    Постоянные разговоры о необходимости инновационного развития России на основе разрушенных «реформами» науки и образования вынуждают провести сравнение состояния дел в этих сферах в союзных странах Беларуси и России.

    Известно, что исторически Белоруссия была самой бедной республикой в составе Советского Союза и большое значение имела организация более 80-ти лет назад в ней Национальная академия наук (НАН), создание передовых НИИ и технологических производств.

    Разгром Великой Державы, учинённый преступными бывшими руководителями России, Белоруссии и Украины, естественно, привёл и к разгрому науки в этих странах. Но, если численность учёных в 90-е годы в Беларуси уменьшилась в 2 раза, то в России она упала в 3 раза и продолжала падать ввиду насильственных сокращений только научного персонала в двухтысячные годы, в Беларуси же ещё десять лет назад осознали губительность этого пути для страны.

    Как результат: Россия гордится своими беглыми учёными – Нобелевскими лауреатами, «шелушителями графита», а наука в Беларуси вошла в список шести приоритетных направлений, подкреплённых усиленным бюджетным финансированием. Это позволило президенту белорусской академии наук в январе 2009-го года сказать, что на один бюджетный рубль, вложенный в НИОКР, в стране производится продукции до 18 рублей.
    Всего в Республике Беларусь фундаментальными и прикладными исследованиям занимаются 30 тысяч человек в 300 организациях. Почти 95% всех фундаментальных и свыше 72% прикладных исследований приходится на долю учреждений НАН, Минобороны и Минздрава Республики. Основную функцию в отраслевом секторе исследований выполняют научно-технические центры в области автомобилестроения, тракторо-, комбайно-, двигателестроения, микроэлектроники, телевидения и коммуникаций. Недаром президент А.Лукашенко на съезде учёных после слов «ни шагу без научных разработок» сказал, что для таких стран, как Белоруссия, не богатых природными ресурсами, только наука и интеллект нации способны стать основой экономического процветания.

    В России же, при ещё остающихся научных возможностях, автомобилестроение сведено к сборочному, отвёрточному, производству, не говоря ещё о целом ряде бывших передовых производств.
С этим связана и «утечка мозгов». Главный учёный секретарь НАН Беларуси Сергей Чижик считает (июнь 2010-го года), что «проблема "утечки мозгов” в Беларуси сегодня не актуальна», из России же только за 2009-й год уехали около 6100 научных специалистов. Эти данные позволяют говорить об очередной активизации процесса, последний раз такое количество учёных покидало страну в 2006-м году, когда ещё не работала государственная программа поддержки инновационного развития, что говорит о её полной недейственности.

И, наконец, процесс омоложения науки: в Белоруссии в последнее время значительно усилился, в России же существует квота на приём молодёжи в институты АН в размере 1000-1500 человек, т.е. примерно по полтора-два человека на институт в год.

Понятно, что проблемы развития среднего и высшего образования тесно связаны с состоянием науки в стране. И здесь – Белоруссия прекратила всякие «реформы» советского образования, имеет бесплатное высшее образование, Россия под властью ЕГЭ готова заменить все учебные процессы, связанные с творческой деятельностью, на заучивание готовых ответов на уже давно сформулированные вопросы, всё это – в рамках Болонской системы, к которой Белоруссия не присоединилась.
Категория: Россия - Беларусь | Добавил: zaderei (08.11.2010)
Просмотров: 1708 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш баннер
Информподдержка
Сейчас на сайте

Знание-Власть! © 2018
Конструктор сайтов - uCoz