Центр развития Высшей школы экономики представил исследование «Наш
экономический прогноз (Бюджетная ловушка 2011-2015)». Авторы доклада -
Сергей Владимирович Алексашенко, директор по макроэкономическим
исследованиям ГУ-ВШЭ; Наталья Васильевна Акиндинова, директор института
«Центр развития» ГУ-ВШЭ; Максим Васильевич Петроневич, старший научный
сотрудник института «Центр развития» ГУ-ВШЭ. Комментирует Наталья
Акиндинова.
Доклад посвящен проблемам бюджетной политики России в среднесрочной
перспективе. Как оказалось, российская ситуация имеет немало общего с
ситуацией в еврозоне. В условиях, когда послекризисное восстановление
идет достаточно вяло, а бюджетные проблемы углубляются, усилия,
направленные на достижение сбалансированности через сокращение бюджетных
расходов, могут спровоцировать вторую волну кризиса.
В России, судя по данным Росстата, восстановительный рост также
остается неустойчивым. Хотя пересмотренная статистика говорит о бурном
росте в промышленности, это не совсем вяжется с динамикой спроса.
Экспорт уже достиг предкризисных максимумов и почти перестал расти.
Внутренний спрос увеличивается, но гораздо медленнее импорта.
Опережающий рост импорта при сохранении текущих цен на нефть уже к концу
этого года может привести к кризису платежного баланса.
Российская экономика, находясь в эйфории от возобновления роста, не
заметила, как попала в «бюджетную ловушку», когда текущий довольно
высокий уровень мировых цен на нефть явно недостаточен не только для
обеспечения профицитного бюджета и накопления резервов, но и для
финансирования всех текущих расходов.
Возможные варианты бюджетной политики России представлены в виде трех
сценариев, предполагающих либо возврат до 2015 года к бездефицитному
бюджету, либо его ограничение на уровне 3% ВВП в среднесрочной
перспективе, либо безудержный рост расходов. В условиях, когда
политически значимые расходы (на социалку и силовой блок) являются
защищенными, сокращение общего объема расходов до уровня ниже
докризисного (в процентах от ВВП) приведет к вытеснению затрат на
инфраструктуру, образование и здравоохранение, что в конечном итоге
будет способствовать затуханию экономического роста. С другой стороны,
сохранение дефицитного бюджета в среднесрочной перспективе закрепляет
зависимость бюджета от внешней конъюнктуры и требует наличия стабильных
источников финансирования дефицита. |