22 ноября официальный представитель госдепа США г-жа Нуланд уведомила
мир и Россию о том, что США не будут предоставлять российской стороне
информацию по обычным вооружённым силам в Европе. Кроме того, американцы
заявили, что не будут допускать российские инспекции на американские
военные объекты в Европе.
Что стоит за этим (очередным, кстати) «вывихом» Вашингтона?
Во-первых, договор об обычных вооружённых силах в Европе, торжественно
подписанный в 1990 году и установивший параметры тяжёлых (обычных)
вооружений, предназначался для двух военных блоков - Варшавского
договора и НАТО.
Во-вторых, это был, скорее, политический, чем военный компромисс,
поскольку договором не охватывались морские вооружения, крылатые ракеты,
средства ПВО и др.
В-третьих, часть стран Варшавского договора вступила в НАТО, возникли
новые независимые государства, также вошедшие в Североатлантический
альянс, они вообще не попали в зону действия Договора.
Подписанный в 1999 г. в Стамбуле новый вариант Договора об обычных
вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) – ещё один вымученный в ходе
переговорного процесса политический компромисс. Однако за бокалами с
шампанским после подписания новой версии ДОВСЕ не последовала тогда одна
существенная деталь – ратификация. Российская Госдума ратифицировала
его только в 2004 г., за ней это сделали Беларусь, Казахстан, Украина.
Но не захотели сделать страны НАТО. А в 2007 г. Россия заморозила своё
участие в Договоре.
Итак, что же за шаг совершил американский госдеп? Говоря словами народной мудрости, Вашингтон пнул мёртвого осла.
То, что ДОВСЕ мёртв, подтвердило ещё в 2007 году и российское Министерство иностранных дел: «Договор,
подписанный во времена холодной войны, давно перестал отвечать
современным европейским реалиям и интересам безопасности». А
тогдашний начальник Генерального штаба Вооружённых сил России генерал
армии Юрий Балуевский обвинил страны НАТО в превышении «квот» вооружений
на тысячи единиц.
То, что г-жа Нуланд сделала оговорку, мол, двери для дальнейших
переговоров по ДОВСЕ открыты, - не более чем дежурный дипломатический
жест. Если бы Соединённые Штаты, как утверждают официальные американские
лица, желали открыть двери для реанимации договора и вовлечения России в
переговорный процесс, то, по крайней мере, следовало бы убрать засовы
на этой двери. Например, заявить, что НАТО готово соблюдать
установленные Договором ограничения, включить страны Балтии в зону
действия Договора и т.д. Однако американцы делать это не собираются,
потому что в таком случае им придётся вывозить из Европы часть своих
танков, бронемашин, артиллерийских орудий, вертолётов. А значит,
понизить уровень своего военного присутствия в Европе и своего влияния в
Старом Свете.
Чем ответила Москва на подобный шаг Вашингтона? Буквально через несколько часов президент Российской Федерации сделал заявление,
в котором коснулся другого элемента «перезагрузки» - договора СНВ-3.
Напомнив об имеющихся в Договоре примечаниях об увязке стратегических
наступательных и оборонительных вооружений, о праве России на выход из
Договора при возникновении определённых условий, Дмитрий Медведев
указал, что «Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших
шагов в области разоружения и, соответственно, контроля над
вооружениями». Что стало маленькой сенсацией для СМИ, но не для
Пентагона, где прекрасно знают ситуацию и с российской армией, и с
российским оборонно-промышленным комплексом.
Инициированная Вашингтоном и с пафосом объявленная «перезагрузка» в отношениях между США и Россией потерпела грандиозное фиаско.Иного быть и не могло.
Потому что в США за последние почти полтора века сформировалась
устойчивая мировоззренческая матрица, определяющая Россию (при любом
политическом строе – советском, постсоветском) на роль врага Америки.
Господствовавшие в США геополитические стратегии со времён А. Мэхэна
(конец XIX– начало XX вв.) до З. Бжезинского неизменно ставят в центр
борьбы за мировое господство сокрушение России. Всего два примера:
«…Приступить к овладению всею полосой южной Азии между 30 и 40
градусами северной широты и с этой базы постепенно оттеснять русский
народ к северу. Так как, по обязательным для всего живущего законам
природы, с прекращением роста начинается упадок и медленное умирание, то
и наглухо запертый в своих северных широтах русский народ не избегнет
своей участи» (А.Мэхен).
«Новый миропорядок будет построен на обломках России, за счёт России и против России»(З. Бжезинский).
А еще можно было бы вспомнить Вудро Вильсона, президента США,
предложившего в 1918 году расчленение России, или Р. Рейгана, тоже
президента США, объявившего Россию «империей зла».
Осуществить перезагрузку в отношениях между Россией и США
возможно, лишь перезагрузив головы американских политиков и финансистов -
загрузив их совершенно иными представлениями о геополитике и избавив от
бредовых идей о мировом господстве.